karnaiviТакой родословной можно только по-доброму позавидовать. И тому, что она есть, и тому, что как самую большую драгоценность, потомки сумели сохранить и передать будущим поколениям благодарную память о предках и главном деле их жизни.

Он помнит, как всё начиналось

В начале января нынешний старейшина рода Карнаевых – Евгений Алексеевич – отметил 85-летний юбилей. Рядом были супруга и две дочери с зятьями, взрослые внуки, правнуки…

– Основатель династии – мой прадед Иван Иванович Карнаев. Он был в числе тех, кто осваивал вождение первых российских паровозов, – показывает портрет своего предка Евгений Алексеевич. – Машинистом стал и его сын Александр, мой дед, который сумел передать пятерым своим сыновьям не только любовь к профессии железнодорожника, но и лучшие черты своего характера – верность делу, самопожертвование ради близких.

Александр Иванович овдовел в 1914 году. Осталось шестеро детей. Старший, 13-летний Сергей, как раз окончил 5 классов Орловской мужской гимназии, прекрасно учился, и отец мечтал видеть его инженером-путейцем. Но после смерти матери стало не до учёбы, и подросток пошёл работать на железную дорогу. Начинал смазчиком, потом кочегаром, а когда через шесть лет не стало и отца, 19-летний Сергей, уже помощник машиниста, заменил четырём братьям и сестре обоих родителей.
Дорога железная, а люди на ней золотые

– Он вначале устроил судьбы всех младших и только потом сам женился, – растроганно вспоминает Евгений Алексеевич. – Пятилетнее обучение в гимназии оставило отпечаток на всю жизнь. Это был интеллигентный, очень ответственный человек, который и братьям, и позднее сыну Виталию, и нам, его племянникам, был негласным примером отношения к работе, к товарищам, своему родительскому долгу, к женщине. Это от прадеда ещё ведётся: в нашем роду все мужчины один раз выбирали и профессию, и жену…

Большая страница посвящена Сергею Карнаеву и в летописи Орловской железной дороги. Ещё в довоенное время он, один из самых авторитетных машинистов, вместе с товарищами по депо предложил несколько методов повышения эффективности работы подвижного состава: кольцевую езду поездов, скоростной подъёмный ремонт паровозов «ФД». Инициативы оказались такими результативными, что новации орловского депо были распространены и на других участках железной дороги.

Всю войну Сергей вместе с братьями, такими же опытными машинистами, водил поезда, доставляя на передовую резервные силы, боеприпасы, снаряжение, продовольствие. Не раз – под огнём вражеской авиации и артиллерии. Однажды был тяжело ранен, но, даже истекая кровью, не покинул паровоз, пока не вывел состав с ранеными в безопасное место. Вместе с братом Михаилом выполнял особые, литерные рейсы. Отдал профессии 36 лет. К военным наградам в мирное время прибавились орден Ленина и знак «Почётный железнодорожник СССР». А в 1963 году по инициативе Сергея Александровича во Дворце железнодорожников был открыт музей истории депо станции Орёл. Один из стендов посвящён династии Карнаевых.
Работал не по приказу

– В освобождённый от оккупантов Орёл один из первых составов привёл дядя Виктор. Отозвали с фронта и его братьев: нужно было восстанавливать город, разрушенный вокзал, железную дорогу, – разволнованный воспоминаниями, Евгений Алексеевич нервно перебирает старые фотографии…

Очень скоро Виктора Александровича рекомендовали в председатели Железнодорожного рай исполкома, и вместе с братьями он стал главным помощником во всех начинаниях нового начальника вокзала П. В. Казанцева, ныне Почётного гражданина города Орла. Приняв решение отработать безвозмездно по 200 часов на восстановительных работах, коллектив депо за короткое время отстроил заново не только производственные помещения, но и здание вокзала, и электростанцию, и столовую. Восстанавливали и разрушенные здания на территории района. На посту председателя райисполкома Виктор Карнаев строил жильё и новые школы, больницы и детсады… Орден Ленина, помимо многочисленных военных наград, – заслуженная оценка его труда, который всегда выходил за рамки функциональных обязанностей. Всегда работал не по приказу, с особым вниманием к человеку, поэтому своим его считали не только железнодорожники: добрым словом В. А. Карнаева вспоминают многие старожилы Орла.
VIP-пассажир электровоза

Послевоенные годы – время прихода на железную дорогу четвёртого поколения Карнаевых, пятерых внуков Александра Ивановича. Никто из них не мучился проблемой выбора – перед ними всегда был яркий пример отцов. Учеником токаря в знакомое с детства депо пришёл 16-летний Евгений. Днём осваивал азы будущей профессии, в свободное время работал рядом с отцом и дядьями на восстановлении вокзального хозяйства.

С 18 лет – на паровозе. Среднее образование пришлось получать в вечерней школе. Учёба увенчалась не только вручением аттестата зрелости, но и женитьбой: Людмилу Ивановну он присмотрел за соседней партой. Она тоже из семьи железнодорожников и тоже всю жизнь проработала недалеко от мужа – в службе связи железной дороги.

Между тем толкового юношу с такой знаковой для коллектива фамилией отправили учиться на машиниста. Два года с недолгими каникулами провёл вдали от семьи, диплом с отличием получал уже в статусе молодого отца. Но первых шагов дочери увидеть не пришлось: сразу же после выпускного его призвали в железнодорожные войска – обеспечивать стабильную работу строителей Волго-Донского канала.

В родное депо Евгений вернулся опытным машинистом, отмеченным благодарностями командования за выполнение сложных спецзаданий. И ничего удивительного не было в том, что именно ему доверили и первый электровоз, и он же первым привёл в столицу фирменный поезд «Орёл – Москва». А в 1967 году Евгений Алексеевич был избран депутатом Верховного Совета РСФСР седьмого созыва и на этом посту сделал немало. Строительство 100-квартирного дома для железнодорожников, новые корпуса радиолампового завода, стабильное электроснабжение окраинных кварталов Орла – это далеко не полный перечень сделанного Карнаевым для родного города и земляков. Вспоминает, как однажды возвращался из Москвы, и где-то перед Тулой электровоз, пару раз дёрнувшись, неожиданно остановился. Он тут же вышел из положенного депутату СВ и поспешил к голове состава. А в кабине тепловоза – растерянный машинист и совершенно неопытный помощник. Беглый осмотр приборов, несколько профессиональных вопросов – и нештатная ситуация, связанная с поломкой токоприёмника, была устранена. Карнаева попросили не возвращаться в купе, и он проехал в электровозе до Скуратово, рассказывая и объясняя молодым московским коллегам хитрости вождения. Проводницы же с ног сбились, разыскивая по вагонам статусного пассажира…
По-карнаевски – значит, на совесть

Он окончил и высшую партийную школу, после чего возглавил Железнодорожный район. Так что районом, который в конце прошлого года отметил 75-летие, в разные годы дважды руководили председатели исполкома с фамилией Карнаев – дядя и племянник. И, судя по делам и благодарной памяти преемников, Евгений Алексеевич район вёл, как и тепловоз, по-карнаевски, на совесть. Ему выпало руководить восстановлением территории после наводнений 1970 и 1979 годов, сносить ветхое жильё и застраивать микрорайон, контролировать строительство третьей очереди ТЭЦ и заниматься кадрами для введённого в эксплуатацию завода УВМ. Не один год подряд район был в числе передовых. Вклад его руководителя в общий успех оценен орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Имя его как «Отличного паровозника» и «Почётного железнодорожника» навечно вписано в историю Орловской железной дороги. Новые страницы этой истории пишут теперь младшая дочь Лариса, зятья, два внука-выпускника Московского института инженеров транспорта, несколько внучатых племянников. Им, представителям шестого поколения рода Карнаевых, начинать счёт нового, шестого века служения профессии железнодорожника…

Источник «Орловская городская газета»  orelgazeta.ru