petrischevРуслан, недавно «Билайн» в Орле отметил свое десятилетие. С удовольствием пользуюсь случаем, что бы еще раз Вас поздравить с этим юбилеем. ;) В условиях новейшей истории 10 лет это много даже для компании такого уровня, как Ваша. Если можно, несколько слов о том, что сейчас представляет из себя «Вымпелком» и краткий экскурс в историю.
- «Вымпелком» — один из крупнейших телекоммуникационных холдингов в мире, штаб- квартира которого находится в Амстердаме. И нам очень приятно, что здесь, в Орле, мы являемся его неотъемлемой частью и работаем под единым брендом. Если в двух словах, то «Вымпелком» сегодня — технологически развитая компания мирового уровня.

Если бы перед Вами стояла задача описать компанию «Билайн» в трех эпитетах, в трех словах, что это были бы за слова?
- Яркий…

Живи на яркой стороне? Это уже четыре слова ;)
- Сильный… И дружеский…

Дружеский или дружелюбный?
- Я бы все-таки сказал — дружеский.

В Орле есть четыре оператора, которых все знают… Вы себя на какое место ставите?
- В Орле на рынке сложилась уникальная ситуация. Если мы говорим о показателях абонентской базы, показателях выручки и доходности, то с точки зрения двух из них, совершенно точно рынок находится в состоянии паритета. С точки же зрения эффективности операций, я думаю, что мы находимся на лидирующих позициях.

Сколько Вы возглавляете Орловский офис?
- С декабря 2004 года.

С 2004 года — это 8 лет? Достаточно долго. Обычно люди не любят хвалиться, но похвалитесь…;)
- Мне достаточно сложно было вступать в должность, хотя у меня был достаточно успешный опыт запуска коммерческих операций в Брянске, где я в полной мере ощутил все сложности и прелести стартапа…

То есть Вы сюда пришли из Брянска?
- Да, из Брянска, где я работал коммерческим директором. Все позиции в то время в молодых телекоммуникационных компаниях были в диковинку для регионального кадрового рынка. Но коммерция, безусловно, представляла из себя вообще непаханое поле. Специалистов по продажам телеком-услуг на рынке практически не было. Все мы приходили из разных областей – у меня за плечами был опыт сейлза в Pepsi и руководство локальным дистрибьюторским подразделением крупных продуктовых корпораций (в нашем портфеле была продукция Nestle, Unilever, Kraft Foods). В моей команде работали люди из CocaCola, Wrigley, пейджинговых компаний, продавцы рекламы и даже ди-джеи местных радиостанций. Мы приходили в новую отрасль с интересом и азартом, это был вызов и мы его приняли, компенсируя отсутствие опыта энтузиазмом и оптимизмом! Если честно, именно некий «кадровый застой», расслабленность, которые присутствовали в то время у существующих локальных игроков, позволил «Билайну» достаточно быстро выстрелить с точки зрения роста нашей абонентской базы, поскольку, прежде всего, абонентам была предложена новая форма обслуживания. Технологически (прежде всего по зоне покрытия) мы какое-то время отставали, потому что выходили на рынок вторыми и в Брянске и в Орле, поэтому основной упор был сделан на маркетинговую политику и на удобство сервиса, который получали наши абоненты. Именно это позволило очень быстро достичь лидерства на обоих рынках и сложность, о которой я говорю, заключалась для меня в том, что когда я пришел в Орловский филиал в ноябре 2004 года, филиал уже был лидером на рынке сотовой связи Орла. А удерживать завоеванные позиции по абонентской базе ой как непросто! В то время мы четко считали абонентов, тогда еще практики нескольких сим-карт практически не было.

Вот давайте пофантазируем, Руслан, проснулись мы завтра – нет сотовых операторов. Нет совсем. Чем будете заниматься?
- Наверное, пойду преподавать.

А преподавать что?
- Думаю, если на месяц засесть в библиотеку, восстановить какие-то знания филологических дисциплин, я бы мог вести курс фонетики русского языка в университете (семинар по этому предмету я вел в свое время), либо общего языкознания (эта дисциплина – моя любимая в филологии), хотя я сам специализировался на лексикологии и диссертацию по этому направлению в свое время писал. В общем-то она и подтолкнула меня к переходу от филологии в бизнес, потому что тема диссертации была как раз о номинации экономических объектов, то есть о том, что мы сегодня называем «брендингом». В начале 90-х годов я стал изучать рынок предприятий, появились связи в бизнес-среде и потом они как-то плавно переросли в первые маркетинговые и рекламные работы. В дальнейшем был очень интересный блок работы в западных компаниях. Там была технология, там были базовые знания продаж и продвижения, ну а дальше я уже применял этот опыт в достаточно крупных региональных дистрибьюторских компаниях. Это сегодня продажи не кажутся «высшей математикой», но для меня, как для человека с филологическим образованием, все это было в новинку. Тем не менее, мне это было интересно и я с удовольствием все это освоил и успешно применял на практике. И в принципе, если говорить о преподавании, для души я, конечно, все-таки мечтал бы о каких-то философски-высоких материях общего языкознания, а для зарабатывания куска хлеба, наверное, пошел бы в какую-нибудь тренинговую компанию, либо в коучинг2. Почему нет, уверен, что смог бы грамотно «откоучить»;)

«Откоучить» — хорошее слово, надо записать ;) . Любите учиться?
- Разумеется, в том, чем я профессионально занимаюсь, я могу улучшать свои навыки, ведь «нет предела совершенству». Сейчас мне так же очень интересны новые медиа, я с интересом их осваиваю и слежу за их возможностями. С удовольствием читаю статьи по самым разным областям знаний в «Популярной механике» , «ПостНауке» и «Дилетанте», а новогодним подарком загадал для себя хороший телескоп;)

Попробую сформулировать вопрос иначе… Наверняка Вы слышали о так называемой «Пирамиде Маслоу»? Сам Абрахам Маслоу, который эту концепцию разрабатывал, говорил о том, что по его оценкам, всего два процента людей способны испытывать потребность в самоактуализации. С базовыми потребностями все понятно, но вот когда мы говорим о самоактуализации, Вы себя в эти два процента включаете?
- Я думаю, каждый хочет ощущать себя на вершине пирамиды… (смеется) Ну, а на самом деле я, как человек имеющий более чем десятилетний опыт прохождения всяких обучающих программ и тренингов, думаю, что все-таки нахожусь пока на пути к верхней части этой пирамиды. Но свою вершину я еще не покорил. Это хороший стимул для того, чтобы развиваться.

«Билайн» заметно активнее других операторов в плане проведения каких-то мероприятий, партнерства, и так далее. Практически всегда и везде — «Билайн». Это какой-то передел рынка или это в принципе нормальная ситуация для Вас и Вы все время так активны? Или может быть сейчас такие задачи специально поставлены?
- Задач специальных, в принципе нет, но я искренне надеюсь, что те мероприятия, которые мы поддерживаем, достойны этой поддержки и, по большому счету, это всегда является продолжением той же самой нашей философии, потому что они яркие, эмоциональные и позитивные. Каждая компания бюджетирует рекламные расходы. Мы просто стараемся уделять в этом бюджете больше внимания поддержке таких мероприятий, то есть прямому общению, нежели другим рекламным носителям, хотя, безусловно, у нас присутствует весь стандартный медиа-микс оператора, поскольку он практически совпадает у всех крупных компаний. Но нам очень приятно, что мы заметны ;) Мы стараемся.

Каждая компания, помимо клиентов и услуг — это команда. Какими качествами обязательно нужно обладать, что бы стать частью команды «Билайн»? Вот, скажем, я пришла к Вам с резюме и говорю, возьмите меня на работу. Что там должно быть написано, чтобы Вы сказали: «Да, с понедельника жду в 09:00!».
- Вряд ли там что-то специальное должно быть написано. Может быть, профильное образование и опыт работы, особенно если это касается специальных технических знаний. В основном, все решает личное общение с кандидатом в рамках интервью. Команда состоит из неких таких кирпичиков, и если они все будут гладкие, то все просто развалится. Гладкие, эмоционально ровные и все такие довольные, с ума можно сойти от скуки;) Каждый коллектив постепенно выстраивается, это очень сложный процесс, и нет такого профиля сотрудника, который гарантированно подойдет или не подойдет. У Аристотеля есть фраза о «единстве непохожих» — так вот в этом единстве – залог успешной и саморазвивающейся команды, когда ты можешь дать другому что-то от своих талантов и достоинств и взять у него что-то полезное для себя, для своего развития.

Ну, может есть какой-то специальный волшебный тест от компании «Вымпелком»? В нужных графах поставил галочки и ….
- Нет, никакого волшебного теста нет. Если бы он был, а) это было бы не интересно; б) это были бы уже каким-то рекрутинговым шарлатанством. Хотя нужно признать, к сожалению, что в HR-практике такие «универсальные инструменты» все чаще и чаще используются, начиная от детекторов лжи и всяких подобных вещей. Но, мне кажется, если в компании, которая тебя пригласила, начинают тестировать на детекторе лжи, скорее всего, это не то место, куда хотелось бы идти работать, если ты планируешь развиваться как личность. Поэтому у себя в филиале и на уровне компании мы никогда не используем такие методы.

Кстати, сколько человек сейчас работает в Орловском офисе?
- Сейчас около ста. Обычно у нас было 50-60 сотрудников, потом произошел резкий рост, в связи с приобретением фиксированного бизнеса. Нам приятно, что новые специалисты — техники и монтажники, достаточно быстро вливаются в коллектив. Нам удалось создать здоровую позитивную атмосферу в коллективе и это подтверждается тем, что из первого состава филиала 10 человек, то есть 50 %, тех, кто начинал в 2002 году, до сих пор работают в «Билайне».

Скажите, вот практикуете такие вещи там из серии выйти в зал, встать за стойку, подышать воздухом, что называется?
- Да, когда ты выходишь в зал, становишься и просто слушаешь диалоги продавцов с абонентами, это такая обратная связь, такой источник информации, которую ничем не заменишь.
По материалам «Весь Орел».