pletenaya-mebelОрловский мастер Сергей Клейменов уверен, что сплести из лозы можно абсолютно любую вещь. Даже дом.
Перевоплощение
Как говорит Сергей Федорович, у него было две жизни. В прошлой Клейменов был художником, в нынешней — мастером-ремесленником.
Последним он стал случайно — десять лет назад. Никакой романтики в этом перевоплощении не было — просто человек потерял работу и стал осваивать новую. А романтика началась, когда от плетеных вещей Клейменова стало трудно оторвать взгляд. Неожиданным талантом орловца была покорена даже специализированная комиссия в Москве, которая, не раздумывая, присвоила ему звание народного мастера России.
- В конце девяностых годов я остался без работы, — говорит Сергей Федорович. — Решил попробовать себя в другом деле. Первая плетеная вещица у меня, конечно же, не получилась. Плел корзину, а вышло непонятно что. И так несколько раз. Но я не отчаялся.
Два века назад на Руси в крестьянских семьях и стар и млад умели плести из лозы. Ремесло это считалось несложным и доступным даже детям. Для современного человека, привыкшего к комфорту и техническому прогрессу, плетение из лозы сродни испытанию, которое не все проходят. Сергей Федорович его прошел. Руководствовался скромными вырезками из газет, в которых чаще всего многое было непонятно.
Технология приготовления
Мастерская Клейменова находится на территории одной из школ Орла. На поляне возле мастерской подрастает материал для плетения, покачиваясь на ветру. Молоденькие ивы постепенно срезают, но каждый год высаживают новые. Потому что для плетения лучше всего подходят одно- двухлетние ивы.
У Клейменова целая группа учеников-школьников.
- Плести из лозы лучше всего начинать с десятилетнего возраста, — говорит он. — Совсем маленькие ученики часто не справлялись с работой. А девочек в ремесленном классе у меня вообще нет. Хотя по физической нагрузке плетение из лозы под силу абсолютно всем. В Орле вообще удивительная тенденция. Кружки у нас бесплатные, а детей нет. А вот в Москве кружки платные, но учеников — полный класс. Орловские ребята больше телевизор любят да игры компьютерные. А те, кто заинтересовался плетением, сдаются после первых неудач.
Главная ошибка новичков — они подбирают для работы непригодный материал. Часто приносят толстые ивовые прутья и просят, чтобы я научил с ними работать. А для плетения нужны молодые гибкие ивы. Их отправляют на обработку — в котел с кипятком. Там деревья варятся несколько часов. Отварные прутья ошкуривают, чтобы они приобрели яркий светлый цвет. Если прутья не варить, изделие из них будет темного цвета.
Ветки можно не варить, а утопить. Например, в реке. Вода обязательно должна быть проточной. Ждать, пока прутья вымокнут, придется несколько недель.
И это все только подготовка к работе.
Элитное производство
В самом конце работы изделие можно покрыть лаком или краской. Но многие мастера предпочитают натуральный цвет.
- Европейские мастера стараются свои работы максимально приблизить к природе, — рассказывает Клейменов. — Они не шкурят ветки и даже оставляют на них листочки. Выглядит это не очень эстетично.
Итальянские мастера работают с использованием прогрессивных технологий и оборудования. Чертежи работ делают знаменитые дизайнеры. Плетеная мебель считается элитной, а ее изготовители пользуются большим уважением. Стоимость плетеных заморских вещей исчисляется в тысячах евро.
До революции в нашей стране было множество лозопарильных заводов. Плетеные вещи были очень популярными и функциональными — в них перевозили грузы в поездах, хранили вещи дома. Но основной работой мастеров в то время было оплетение лозой стеклянных бутылок, чтобы дефицитное стекло при перевозках не разбилось.
Сейчас в стране осталось всего несколько фабрик и артелей по плетению лозы, а заводы давным-давно исчезли с лица земли.
Санки и плетеные курицы
Проще всего плести корзины. Они считаются учебно-тренировочными. Намного сложнее делать плетеную мебель, которая должна быть не только красивой, но и прочной. Уже три года внук Сергея Федоровича катается на плетеных санках. Правда, санками их назвать трудно. Это скорее настоящие барские сани.
Некоторые ученики Сергея Федоровича уже выросли и обзавелись своими семьями. Один из них сплел для новорожденной дочери кружевную колыбельку из лозы.
По мнению мастера, при большом желании из лозы можно изготовить что угодно. На его счету десятки замысловатых дачных столиков, диваны, люстры, рамки. Недавно мастер даже освоил технику плетения домов. Говорит, ничего сложного.
Больше всего хлопот мастеру приносят изысканные заказы орловских театров. Для декораций театралы заказывают невероятные вещи. Так, несколько лет назад мастеру пришлось делать плетеных куриц и огромную шляпу.
Не для магазинов
Мужчины достаточно спокойно относятся к плетеным вещам. Они больше любят массивную деревянную мебель. Основные заказчики Клейменова — романтичные орловчанки.
В магазины Орла свои работы Клейменов не поставляет: говорит, некогда с магазинами работать. Очередь из заказов огромная. Работы Клейменова в основном заказывают состоятельные орловцы.
- Многие уверены, что плетением из лозы можно обогатиться, — говорит Сергей Федорович.- Если бы это было так, то этим ремеслом занимался бы каждый второй в России. Но мастеров — единицы. На самом деле это очень сложная и тяжелая работа.